Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Шимановска», бывшая школа № 176 Забайкальской ж/д, ( ещё ранее № 59). В сердцах многих амурчан, россиян, жителей ближнего и дальнего зарубежья упоминание данного учебного учреждения вызовет радостные тёплые чувства. Это старейшая школа города, большинство жителей - её выпускники. В 2006 году сделан 66 выпуск учащихся.
История школы начинается в 1939 году, когда было построено двухэтажное каменное здание. Первый выпуск состоялся в 1941 году. Ребята прямо со школьной скамьи ушли защищать Родину. 28 выпускников школы полегли на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. В память о них в школьном дворе поставлен обелиск. Торжественное открытие памятника состоялось восьмого мая 1985 года, в честь сорокалетия Победы. Деньги на его изготовление учащиеся заработали сами (классами собирали и сдавали металлолом и макулатуру). Памятник выполнен по эскизу учителя рисования и черчения, бывшего фронтовика Удода Михаила Павловича и изготовлен на местном ремонтно-дорожном заводе. У этого памятника проходят торжественные линейки, посвящённые первому школьному звонку для первоклассников и последнему – для выпускников. Погибшие ребята как будто незримо присутствуют на наших праздниках, и хочется верить, радуются за нас. За нас сегодняшних: озорных и серьёзных, задиристых и спокойных, прилежных и не очень.
В послевоенные годы в школе работали творческие, принципиальные, преданные педагогическому труду люди. Многие из них прошли войну (Комогорцев Х.С., Удод М.П., Герчиков Я.Г., Котляревский В.Г.). Среди них был особый учитель, его мужество вызывало восхищение и уважение у коллег и учеников. Повный Станислав Петрович – слепой учитель истории. Станислав Петрович настолько интересно, ярко и образно рассказывал об исторических событиях, деятелях прошлых времён, что ученики забывали о недуге учителя и никогда не позволяли себе схитрить при проверке домашнего задания, воспользовавшись учебником. Ныне Станислав Петрович – известный писатель, член Союза писателей. В 1963 году силами учащихся и шефской организации (вагонного депо) построена школьная теплица. В 70-80-ые годы школа стабильно держала лидерство в юннатской работе на Забайкальской ж/д. Налажено сотрудничество с районным лесничеством, создан «Зелёный патруль» под руководством Федотовой Р.А.Учредителем школы шестьдесят четыре года было Министерство путей сообщения и Отделение Забайкальской ж/д. У 80% учащихся родители работали на железной дороге. В 70-ые годы директор Тимофеева Аза Александровна и педагогический коллектив активно развивают сотрудничество с базовыми предприятиями. В школе работают вожатые производственники, производственные бригады старшеклассников проходят практику на железнодорожных предприятиях города. Для учащихся среднего звена организован кружок «Юный железнодорожник», в который записывали только самых достойных, ответственных пионеров. Ведь им предстояла практика на Малой Забайкальской ж/д в г. Свободном. Учащимся было на кого равняться. Выпускники школы занимали высокие посты на предприятиях, в Управлениях и даже в Министерстве ж/д транспорта. Министр путей сообщения, президент РАО «Российские железные дороги» Геннадий Матвеевич Фадеев – выпускник школы 1955 года.
Строительство Байкало-Амурской магистрали вызвало всеобщий подъём молодёжной активности. Пионерская дружина школы имени Зои Космодемьянской носила звание правофланговой. Ежегодно учащиеся награждались путёвками в «Артек» и «Орлёнок» за активную работу. Сборы металлолома и макулатуры, тимуровское движение, поисковые отряды, отряды ЮДМ ( Юные друзья милиции), ЮДП (Юные друзья пограничников ), смотры художественной самодеятельности и агит-бригады организовывали деятельность детей и подростков в школе. В 70-ые годы образованы Духовой оркестр, хор учащихся и педагогов. Школа занимает первые места в смотрах художественной самодеятельности. Под руководством М.П.Удода организован кружок металлопластики, работы учащихся выставлялись в Центральном Доме детей железнодорожников в г.Москве. Атмосфера творчества в стенах школы способствовала раскрытию талантов у учащихся. Уже в школе проявил свой артистический талант Александр Мохов, ныне Заслуженный артист России, известный киноактёр и телеведущий. Туризм и краеведение вошли в воспитательную работу школы в послевоенную пору, о чём свидетельствуют материалы, собранные в альбоме «Походы с 1947 по 1995гг.». В 80-ые годы сложилась система туристско-краеведческой работы под руководством директора Андрусешина Ярослава Васильевича. В целях пропаганды туристического спорта, развития и совершенствования туристических навыков у учащихся школы, воспитания любви к природе и истории родного края ежегодно весной и осенью проводились школьные туристические слёты. Был создан туристический отряд «Амурец» под руководством педагогов-энтузиастов: Избицера А.Г., Павленко Л.Н., Федотовой Р.А., Маканникова Э.И., готовых провести личный отпуск в походах с детьми. В течение учебного года разрабатывался маршрут будущего похода, уточнялись карты, ребята зарабатывали деньги через общественно-полезный труд, покупали и шили сами снаряжение, распределяли обязанности между участниками группы, оформляли флаг отряда. В школьном музее представлен материал о походах отряда «Амурец» с 1982 года. Основными целями многодневных походов были: изучение истории малой родины, своего региона, своей Отчизны, физическая закалка учащихся, овладение туристическими навыками. Отряд «Амурец» совершил походы по следующим маршрутам:
- • Шимановск - Зея - Шимановск 1982г.
- • Бурея - Талакан - Чеугда 1984г.
- • Слюдянка - Байкал - Большие Коты 1985г. (Восточная Сибирь)
- •Арсеньев - Партизанск - Находка 1986г. (Дальний Восток)
- • Ив.Франковск - Яречма - Гаверла 1987г. (Молдавия)
- • Шимановск - Саскали - Самадон
- • Шимановск - Чита - Арахлей 90-ые годы (Читинская область)
Активная туристическая работа школы послужила основанием к созданию Станции юных туристов на ст. Шимановская Забайкальской ж.д., которую возглавила Цепота Т.Н.(ныне городская СЮТур).
Герчиков Я.Г. стоял у истоков спортивных традиций школы. Спортивные мероприятия всегда носили массовый характер. В школьном музее хранится более 50 кубков за призовые места в соревнованиях по лёгкой атлетике, лыжному спорту, футболу, волейболу, шахматам. В 80-ые годы спортсмены школы неоднократно побеждали в городской эстафете в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне. Александр Григорьевич Избицер основал баскетбольную команду, которой не было равных в городе. Шесть раз (в 1993, 1994, 1997, 1998, 1999, 2001 годах) юношеская школьная команда становилась чемпионом Амурской области по баскетболу, трижды победителями в соревнованиях на Забайкальской ж/д и чемпионами Байкало-Амурской магистрали.
На протяжении многих лет директора школы поддерживали особую традицию. Ориентировали наиболее талантливых учащихся на приобретение педагогической профессии и возвращение в родную школу. Талантливый учитель передавал свой опыт ученику. В настоящее время 50% педагогов школы являются её выпускниками.
Менялись поколения учащихся, изменялся номер школы, но всегда неизменными оставались высокие требования к знаниям учеников и профессионализму учителей. Углублённое изучение точных наук, развивающие кружки и факультативы – все направленно на воспитание самодостаточной личности, способствующей процветанию Родины. В 90-ые годы школьный коллектив участвовал в конкурсах на звание «Школа года». По итогам конкурсов получены 4 диплома «Школа года» с 1996 по 1999, диплом «Школа века» в 2000 году. Материалы о воспитательной системе школы вошли в энциклопедию «Лучшие школы России» (с. 498, 555 статьи «Республика детства»), изданной Международной газетой «Педагогический вестник» под редакцией Л.И. Рувинского.
25 ноября 2004 года МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» отпраздновала 65-летие. Бусавикова Любовь Ивановна директор школы принимала многочисленные поздравления именитых выпускников, городской администрации и депутатов. На торжестве присутствовали старейшие педагоги, выпускники разных лет и нынешнее поколение учеников. В зале ощущалась атмосфера духовного единения, ведь все они родом из школы.
Сегодняшнее поколение учащихся и педагогов достойно продолжает и преумножает школьные традиции. |